Колесные диски к грузовым автомобилям и сельхозтехникеКАМАЗ>>МАЗ>> ЗИЛ>> ГАЗ>> ЛИАЗ>> БЕЛАРУСЬ>> К700>> |
Колесные диски
|
Диски
Большинство автолюбителей под термином "колесо" подразумевают
конструктивный элемент автомобиля, состоящий из несущей части и шины. Несущая
часть называется - колесным диском. Это не совсем верно. В автомобилестроении
под колесом понимают элемент конструкции автомобиля, расположенный между
ступицей и шиной. А это значит, что технически правильно колесный диск
называть колесом. Однако в обиходе за колесом прочно укоренилось
упрощенное название "диск".
Колесо легкового автомобиля включает в себя обод и диск.
Обод
Внешняя часть колеса - обод - представляет собой цилиндр сложного
профиля, предназначенный для установки на нем шины. Эластичные и высокие борта
покрышек легковых автомобилей позволяют использовать неразъемные обода -
наиболее технологичные, жесткие, обладающие малой массой и легко поддающиеся
герметизации.
Обод состоит из закраин (1), полок (2) и ручья (3).
Закраины фиксируют положение шины, ограничивая ее перемещение. Они
должны обладать достаточной жесткостью и прочностью, чтобы воспринимать усилия,
создаваемые бортами шины, а также нагрузки от монтажного инструмента и от
дефектов трассы (при наезде на препятствия, с пробоем).
Полки, на
которые шина опирается, выполняют обычно под углом в 5 градусов, что
конструктивно улучшает плотность посадки шины.
Для безопасного
использования бескамерных шин полки снабжают специальными кольцевыми выступами -
хампами, имеющими округлый профиль. Этот элемент предохраняет борта от
соскакивания в ручей при интенсивном повороте или при пониженном давлении
накачки (частичной разгерметизации). Подкаты на обеих полках увеличивают
безопасность, но затрудняют перебортовку колеса. По этой причине один из парных
хампов зачастую имеет несколько меньшую высоту, чем его сосед.
Ручей,
облегчающий монтаж и демонтаж шины, исполняют достаточно глубоким. Это, в свою
очередь, увеличивает поперечную жесткость обода.
Хотя наиболее
технологичным является симметричное расположение ручья, однако чаще всего по
компоновочным соображениям его несколько смещают относительно продольной
плоскости симметрии наружу. Такая конструкция дает больший простор для
размещения тормозных механизмов колеса.
Ширина обода
Предупреждаем! Использование как слишком широких, так и слишком узких
дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный
профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем),
из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики - реакция на поворот,
сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от
нормы составляет 0,5-1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и
1,0-1,5 дюйма - для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно,
брать диск точно под шину.
Диск
Дисковая часть колеса
выполняется обычно несколько выгнутой наружу. Это опять же вызвано
компоновочными соображениями, и вдобавок сложный профиль способствует увеличению
поперечной жесткости диска.
В плоскости диска в обязательном порядке
имеются крепежные отверстия и центральное отверстие для установки колеса на
ступицу. Помимо этого проделывается и еще ряд отверстий-окон, выполняющих сразу
несколько функций: декоративная привлекательность и разнообразие дизайна,
уменьшение массы, вентиляция тормозного механизма. При значительной величине
окон (обычно на литых и кованых колесах) промежутки между ними именуют спицами.
Иногда, для усиления отвода тепла от тормозов, их выполняют в виде лопастей,
нагнетающих внутрь воздух. Однако в этом случае правое и левое колесо не
являются взаимозаменяемыми.
Внимание
В связи с широким
распространением на автомобилях легкосплавных колес, все чаще стали отмечаться
случаи их неправильной эксплуатации: крепление колес осуществляется штатными
крепежными болтами, а не удлиненными; балансировка колес из магниевых сплавов
производится обычными балансировочными грузиками, а не самоклеющимися, как это
положено, и т.д. К сожалению, иногда не выполняются и совершенно очевидные
рекомендации, такие, например, как закручивать гайки крепления колес только
конусом вперед. Ее несоблюдение может значительно сократить жизнь не только
самих колес, но и автомобиля в целом.